«

»

Мар 26 2020

Распечатать Запись

Детское экспериментирование в «Северке».

Построение образовательной среды ДОО

для достижения новых образовательных результатов

в развитии детского экспериментирования  как особого  способа

духовно – практического освоения дошкольниками                            

 окружающей действительности.

 

Детское экспериментирование в «Северке».

На сегодняшний  день в дошкольном образовании особенно актуальна проблема организации ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.  Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Эта деятельность  равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же,  как и игровая.  Наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития детей.                 Экспериментирование должно пронизывать все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В результате экспериментирования  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Однако, занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.

Поэтому  педагоги дошкольных образовательных организаций Ванавары, подводя итоги 2018-2019 учебного года,  решили в новом учебном году самое пристальное внимание уделить вопросу детского экспериментирования.

В 2019-2020 учебном году на базе детского сада «Северок» создана проблемная образовательная площадка по детскому экспериментированию.

 

Проблемная тема: «Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов  в развитии детского экспериментирования  как особого  способа духовно – практического освоения дошкольниками окружающей действительности».

Цель: повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, уровня компетентности в области развития детского экспериментирования.

Задачи,  которые поставили перед собой педагоги:

  1. Совершенствовать теоретические знания в области организации  детского экспериментирования.
  2. Искать наиболее эффективные формы и методы  в образовании дошкольников  с целью стимулирования  познавательной деятельности детей и их саморазвития.
  3. Повышать эффективность деятельности участников творческой группы по созданию оптимальных условий  для  практического освоения дошкольниками окружающего мира  через детское экспериментирование.

Ожидаемые результаты деятельности образовательной площадки:

– Формирование профессиональной компетенции педагогов в области организации детского экспериментирования.

–  Создание  в ДОУ  образовательной среды для развития детского экспериментирования

– Создание среды для  социально-личностного  развития и формирования коммуникативных навыков  детей.

В состав проблемно-творческой группы вошли все педагоги детского сада  во главе с

руководителем  –  Сизых Натальей Ивановной.

Первым шагом   стало  проведение организационного  заседания  творческой группы.

Тема диалога: «Организация детского экспериментирования  как особый способ духовно -практического освоения дошкольниками окружающей действительности».

С вопросом «Актуальность темы. Педагогическое сопровождение детского экспериментирования» выступила Усольцева В.П.

Воспитатель  Нуреева И.И. предложила обсудить задачи  исследовательской деятельности дошкольников, чтобы определиться, с чего начать?

В  результате обсуждения определился круг основных задач:

1. Расширять представления детей об окружающем  мире через знакомство с элементарными знаниями из  различных областей наук через:

– развитие у детей элементарных представления о химических свойствах веществ;

– развитие у детей представлений об отдельных физических свойствах и явлениях;

– развитие представлений о свойствах материалов.

2.  Развивать  мыслительные операции: анализ, синтез,  классификация,    сравнение, обобщение.

3.  Формировать  интерес к познавательной  деятельности.

4.  Вооружать детей способами познания окружающего мира путём сенсорного анализа.

5. Развивать социально-личностные качества  каждого ребёнка: коммуникативность,  самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию.

Второй шаг – подготовительный.

Работа шла в нескольких направлениях.    Воспитатели провели тщательный  анализ образовательной программы  (наблюдения, опыты, эксперименты) по своим возрастным группам.         С целью включения родителей в образовательный процесс на родительских собраниях  рассмотрели вопрос  о привлечении родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе, проведены консультации на тему «Роль семьи в развитии познавательной    активности дошкольников».

Заведующая МКДОУ Сизых Н.И. занималась  вопросом привлечения спонсоров  для создания  материальной базы  для детского экспериментирования.

Следующий  шаг – это планирование.

Воспитатели разработали   планы  экспериментальной деятельности детей по возрастным группам, подобрали основное оборудование и материалы для оснащения детской исследовательской лаборатории в соответствии с возрастом, а также подготовили  памятки для развития у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

И, наконец, основной этап –  продуктивные практики, т.е.  организация работы с детьми по экспериментальной деятельности в разных возрастных группах.

Создание благоприятных условия для сенсорного восприятия, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, является первой ступенькой в познании окружающего мира. Занятия по детскому экспериментированию призваны  развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить детей  прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Экспериментируя, дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментирования   развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые, коммуникативные навыки дошкольников.

Занятия по экспериментированию  естественно вписались  в  технологию «Клубного часа», которая используется в практической деятельности детского сада «Северок». Ежемесячно, в определённый день и час (во второй половине дня)   воспитанники имеют  возможность выйти за пределы своей группы для того, чтобы заняться в течение часа тем видом деятельности, который выбрали сами по своему желанию.

Клубный час в декабре посвятили продуктивным практикам – исследовательской деятельности дошкольников. В подготовке этого клубного часа принял участие весь педагогический коллектив детского сада «Северок».  Четыре лаборатории  ждали своих посетителей.

Дети тоже подготовились – надели маски, перчатки, шапочки –  всё, что нужно для работы в лаборатории.

Под руководством воспитателя Исаенко Ольги Васильевны  (в роли Капельки)  на занятии в «Лаборатории воды» дети знакомились с разными состояниями воды, круговоротом  воды в природе. Дети  обогатили свои знания  о значении воды в жизни растений, животных и человека, о  том, что вода — это «дом» для многих растений и животных, о необходимости экономно использовать воду в быту.

Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность Ольга

Васильевна предложила воспитанникам   ряд игр-опытов с водой: «Тонет – не тонет», «Вода прозрачная», «Вода меняет свой цвет, окрашивается», «Вода не имеет формы».

Дети брали стакан с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике, руками трогали льдинки и определяли,  какие они? Делали выводы, что льдинки не исчезли, а превратились в воду.  Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получали новые впечатления, испытывали положительные эмоции, познакомились со свойствами воды и разных предметов.

Дети с большим удовольствием рассказывали Капельке о чудесных свойствах воды, отвечая на её вопросы:

– Что можно делать с водой (наливать, переливать)?

– Когда вода превращается в лед (зимой, в морозы)?

– Может ли вода изменить свой цвет (может, если в нее положить краску)?

– Есть ли вкус у воды (безвкусная)?

– Если я положу сахар, какая будет вода (сладкая)?

– А если соль (соленая)?

Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствовала формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Капелька очень много про себя узнала, слушая ответы детей на свои вопросы,  и была очень благодарна детям.  Волшебница Капелька  подарила детям на память раскраски с изображением воды.

В «Песочном царстве»  детей встретила воспитатель Кенибас Алёна Александровна. В ходе несложных опытов малыши определили свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Они  сыпали песок на лист бумаги и рассматривали его через лупу. Сделали вывод, что песок состоит из отдельных песчинок.   Дети познакомились  со способом изготовления рисунка на песке.

А потом было самое интересное – на помощь пришла вода.  Из сырого песка дети с удовольствием делали разные фигуры, используя формочки.

Дети радовались, как будто пришло лето,  и они играют в песочнице. Воспитатель обратила  внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. А с помощью трубочки ребята, дуя на песок, сделали вывод, что мокрые песчинки не двигаются, остаются на месте.

Много интересного дошкольники узнали  в лаборатории «Эта удивительная соль», где воспитатель Балышева Юлия Валерьевна  совместно с детьми изучала разные свойства соли      и учила детей  делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования.

Ребята проделывали следующие опыты: «Из чего состоит соль», «Соль растворяется в воде», «Плавающее яйцо».  Дошкольники чувствовали себя настоящими учёными – исследователями. Они были мотивированы на интересную работу, проявляли любознательность, самостоятельно добывали нужную информацию, проводя несложные опыты, учились  обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Наблюдения и результаты исследований способствовали накоплению у детей конкретных представлений о свойствах  и видах соли. Дети попробовали  использовать соль как средство для изобразительного  творчества – рисовали на соли.

Путешествие в гости к Барабану  организовала музыкальный руководитель Ханчас Елена Олеговна. Игра на барабане дает любому человеку – и ребенку, и взрослому – яркий эмоциональный опыт, корни которого уходят в далекое прошлое.

Звуки барабана оживляют различные образы: тревоги, борьбы,  торжества победы. Известно психотерапевтическое воздействие различных барабанных тембров и ритмов на человека. Дети инстинктивно тянутся к барабану, произвольно отбивают на них ритмы, тем самым выражают свое настроение. Использование самодельных барабанов в совместном музицировании детей и взрослых – ценная педагогическая идея.  

Музыкальный руководитель Елена Олеговна    рассказала детям о том, какие бывают барабаны, познакомила  со способами игры на барабане (руками, палочками), организовала  детско -родительскую творческую мастерскую по изготовлению барабана.  Ее клубный час прошел под девизом: «Не спешите выбрасывать мусор, послушайте, а вдруг он заиграет!».

Вместе с Еленой Олеговной  дети  изготовили барабан из пластикового ведерка. Музыкальный руководитель продемонстрировала  детям, как можно с помощью барабанных ритмов  передать разные эмоции (тревогу, радость, торжество и др.)  

В заключение Елена Олеговна организовала с детьми  ритмическую игру «По дороге мы шли, барабаны нашли».

В течение клубного часа воспитанники посещают  по желанию разные клубы. На занятиях по экспериментированию царит деловая обстановка, все дошкольники увлечены интересным делом, наблюдается  взаимовыручка и доброжелательная атмосфера.

После завершения клубного часа все дети в своей группе   с воспитателем проводят  «Рефлексивный круг». Они бурно обсуждают,  какие клубы посетили,  что понравилось, а что нет, что их удивило,  заинтересовало, порадовало, чему новому научились.

В МКДОУ «Детский сад «Северок» с.Ванавара» создана соответствующая возрасту и требованиям  ФГОС предметно-развивающая среда. Приобретается необходимое для детского экспериментирования  оборудование. Для проведения опытов есть демонстрационные столики, пластиковые подносы и лоточки различной формы и размеров, необходимый набор посуды, микроскопы и др. Приобретены пособия – наборы, предназначенные для проведения увлекательных и познавательных опытов по темам «Вода», «Воздух», «Растения»   с детьми в возрасте от трех до пяти лет.

Экспериментальные наборы содержат все устройства и приспособления для проведения опытов в небольших группах. В пособия включена необходимая информация по каждому эксперименту с объяснением физических явлений, которым он посвящен. Пособия содержат вопросы для беседы с детьми в ходе опытов. Набор «Аня и Леня экспериментируют с природой и окружающей средой» содержит компоненты, рассчитанные на группу детей из пяти человек.

В наборе есть ловушка для насекомых,  подставка для пробирок, фильтровая бумага, распылитель, воронка,  стакан с лупой,  мерный стакан,  вата,  пакет,  линейка,  мягкий картон,  пластиковая пластина,  лопатка,  глиняный горшок,  светонепроницаемая коробка,  пробирка,  термометр, металлическая ложка, чашка Петри, флакон с капельницей,  пипетка,  трехлинзовая лупа  и  другие предметы, необходимые для экспериментирования.

Коллектив «Северка» с заведующей Сизых Натальей Ивановной (третья слева)

Коллектив «Северка» с заведующей Сизых Натальей Ивановной (третья слева)

Включенность руководителя  детского сада Сизых Натальи Ивановны  в образовательный процесс и методическую работу сказывается на результатах  деятельности  образовательной площадки самым положительным образом.

Педагогический коллектив детского сада «Северок» утвердился в правильности выбранного курса.  Использование  технологии детского экспериментирования позволило педагогам  достичь позитивных результатов.

Все участники образовательного процесса убедились,  что в  процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. У дошкольников  формируются предпосылки универсальных учебных действий.     Кроме этого, произошли  личностные изменения,  Даже застенчивые, не очень уверенные в себе дети, почувствовав себя исследователями, победили свою нерешительность,  стали  более  раскованными. Они стали проявлять  инициативу, преодолевать трудности, достигать успеха.         Дети учатся   радоваться достижениям товарищей,  сами  стали предлагать свою помощь. Развиваются коммуникативные умения детей.

Ожидаемые результаты деятельности образовательной площадки достигнуты.

В ДОУ создана образовательной среды для развития детского экспериментирования, что является условием для познавательного мотивирования дошкольников, их социально-личностного  развития и формирования коммуникативных навыков, повысилась профессиональная компетенция педагогов в области организации детского экспериментирования.

Педагогический коллектив  детского сада «Северок»  видит дальнейшую задачу по развитию детского экспериментирования  как особого  способа духовно-практического освоения дошкольниками окружающей действительности в том, чтобы экспериментирование пронизывало  все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку, чтобы весь уклад жизнедеятельности детского сада  способствовал  достижению новых образовательных результатов.

Заведующая методкабинетом  Эвенкийского ЭПЦ  Усольцева В.П.

 

При подготовке статьи использованы  материалы:

  1. https://infourok.ru/statya-

detskoe-eksperimentirovanie-kak-metod-poznavatelnogo-razvitiya-3853272.html

  1. http://vocpitateli.ucoz.ru/publ

/opyt_raboty_po_teme_detskoe_ehksperimentirovanie_kak_metod_poznavatelnogo_razvitija_doshkolnikov/1-1-0-2

  1. https://znanio.ru/media

/proekt_razvitie_poznavatelno_issledovatelskoj_deyatelnosti_doshkolnikov_cherez_organizatsiyu_detskogo_eksperimentirovaniya-92232

Постоянная ссылка на это сообщение: http://epc.gbu.su/2020/03/26/%d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b2-%d1%81%d0%b5%d0%b2%d0%b5/

Создание сайтов — www.msonline.ru