Продолжается работа обучения педагогических работников Эвенкийского муниципального района системе коллективного способа обучения по индивидуальным образовательным программам. Организаторы коллективного способа обучения, методисты Центра развития образования эвенков ЭПЦ Татьяна Владимировна Савлепова, Нина Тимофеевна Бухарева, Степанида Иннокентьевна Чапогир, посетили образовательные учреждения п. Суринда: МКОУ «Суриндинская основная школа», МКДОУ «Детский сад «Чипкан» и его структурное подразделение таежно-кочевой мини-детский сад «Аякан», находящийся за пределами поселка в 6-ой оленеводческой бригаде, провели ряд семинаров-практикумов с 22 по 30 марта, направленных на реализацию Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края (далее – Концепция).
Для достижения целей Концепции требуются кардинальные изменения в учебном процессе. В связи с этим образ жизни, осваиваемый дошкольниками и школьниками за годы обучения и воспитания в классно-урочной организации, уже давно не соответствует социально-экономическим ожиданиям общества, в том числе потребностям развития села. Основными позициями Концепции являются:
– формирование качественного потенциала каждого человека;
– острая необходимость повышения качества жизни населения сельской местности, что напрямую связано с возможностью получения качественного образования по месту жительства;
-формирование высоко-духовного населения.
Учебно-тематические планы программ семинаров отразили основные положения Концепции, а также основные направления деятельности Центра развития образования эвенков ЭПЦ:
- организация и обучение системе коллективного способа обучения на основе индивидуальных образовательных программ;
- организация процедуры понимания процессов организации системы обучения на основе индивидуальных образовательных программ;
- обсуждение и разработка комплексного изменения практики обучения и воспитания в МКОУ «Суриндинская основная школа», МДОУ «Детский сад «Чипкан» и в его структурном подразделении таежно-кочевом мини-детском саду «Аякан»;
- стимулирование мотивации повышения квалификации, а также профессионально-личностное развитие учителей эвенкийского языка;
- разработка и дополнение содержания учебно-методического комплекса по эвенкийскому языку для 1-4 классов комплексом упражнений по разным видам работы с текстом.
В содержании программных мероприятий значительное место заняли вопросы представления и обсуждения результатов работы групп, общей сборки наработанных позиций.
С 22 по 25 марта состоялся семинар-практикум по вопросам создания средств педагоги дошкольного общего образования эвенков в МКДОУ «Детский сад «Чипкан» (12 детей) и в его структурном подразделении таежно-кочевом мини-детском саду «Аякан» (4 ребенка).
Участники семинара конструировали игровые ситуации для обучения традиционным знаниям эвенков и их родному языку, перерабатывали произведения устного народного творчества эвенков и адаптировали их для детей дошкольного возраста, представляли изготовленные макеты предметов материальной культуры эвенков. В ходе семинара обсуждалось создание оптимальной модели дошкольного этнокультурного образования в условиях становления эвенкийско-русского двуязычия в стационарном дошкольном учреждении и таежно-кочевом мини-детском саду. При поддержке Администрации ЭМР созданы благоприятные условия по осуществлению образовательной деятельности: оборудована стационарная площадка, на ней расположены три помещения-балка, где проведено электричество, подключенное к бензогенератору. Помещение, где ведется образовательная деятельность, оборудовано всем необходимым дидактическим материалом. С 1 марта началась работа в таежно-кочевом детском саду «Аякан» и продолжится до 1 ноября. Пока еще не решен вопрос о дальнейшей ступени образования – начальная школа. Один ребенок достиг возраста семи лет и переведен на семейное обучение. С рождения она росла в тайге с родителями-оленеводами, привыкшая к свободе, к отличным условиям жизни, чем в поселке. Около двух месяцев девочка училась в школе, в 1 классе, так как ее родители уезжали в краевую больницу. Когда она пришла в школу уже знала все буквы, были сформированы математические способности, представления об окружающем мире. Сейчас она умеет читать, писать, решает примеры и задачи. Девочке трудно учится в классно-урочной системе, соблюдая все правила, в том числе и временные. После возвращения родителей, девочка снова вернулась в тайгу и ее обучением занимается ее мама, воспитатель таежно-кочевого мини-детского сада «Аякан».
В результате обсуждения основных вопросов семинаров-практикумов решили, что рассматривая дошкольный возраст как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности в условиях разновозрастной группы, необходимо изменить воспитание дошкольников, основывающегося на основных принципах коллективного способа обучения:
– идти от ребенка, не навязывая ему темп и обязательный результат его работы;
– поощрять не столько результат, сколько стремление ребенка к достижению цели;
– принцип сотрудничества и взаимопомощи;
– непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
– обучение по способностям ребенка.
При этом выделяя, что одним из преимуществ коллективного способа обучения является высвобождение воспитателя от значительной доли фронтальной работы с группой и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи детям.
С 26 по 30 марта в ходе организационно-деятельностного семинара в МКОУ «Суриндинская основная школа» директор и учителя-предметники, всего 8 человек, обучались теоретическим и концептуальным основам обучения по индивидуальным маршрутам и программам, познакомились с технологией организации по индивидуальным программам, с методиками работы во временных учебных кооперациях, стажировались в роли ассистентов, дежурного учителя, учились планированию и составлению своей индивидуальной программе. Обучались, достигая свои индивидуальные цели, сотрудничать друг с другом, хотя это не всегда получалось. Направляли интеллектуальный и материальный труд, духовные усилия на самоизменения, на поддержку друг друга в достижении личных и общих целей.
По такому принципу устроенный семинар позволил каждому участнику получить индивидуальные результаты через разнообразные, специально организованные постоянные и временные кооперации: освоить учебный материал по методике Ривина, научиться и разработать дидактические карточки по методике взаимообмена заданием, взаимотренаж. Не всегда получалось работать в паре, а именно сотрудничать. Было заметно, как учителя-предметники конкурируют между собой или навешивают ярлыки, выделяя отстающих или опережающих во время рефлексии.
Постепенно клубная деятельность и ее неформальная обстановка сблизила участников, это все отмечали на рефлексии. Анализируя каждый свой учебный день, не все участники понимали важность и суть этого крайне необходимого процесса, но постепенно приходило и понимание.
В рамках обсуждения и проектирования комплексного изменения практики обучения и воспитания педагогический коллектив МКОУ «Суриндинская основная школа» совместно с Главой администрации п. Суринда Саватеевой Татьяной Аркадьевной решили, что для развития школьного образования актуально разработка новой модели организации обучения в условиях малокомплектной школы (всего 65 учеников), направленной на взаимодействие школы и учреждений профессионального образования – КГБОУ «Эвенкийский многопрофильный техникум», организацией производства – МП ЭМР ОПХ «Суриндинский », основанных на организации обучения, сочетающего в себе программы общего и профессионального образования, на комплексном взаимодействии, на основе процедур договоренности данных субъектов.
В результате семинара участники попытались найти оптимальные способы решения специфических образовательных и социально-педагогических проблем, характерных для п. Суринда и в целом для ЭМР с учетом потенциала местной социокультурной среды.
«Действительно, в современных условиях усиливается значимость сельской школы в части формирования у детей самостоятельности, навыков коллективного труда, ответственности за малую Родину. В сельской местности проблемы школьного образования обостряются в связи с ограниченностью ресурсов, малочисленностью, наличием детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим общее, профессиональное образование жителей сельских муниципальных районов Красноярского края в последние годы активно реформируется и приспосабливается к меняющейся социально-экономической среде», – отметила Татьяна Владимировна Савлепова.
«Приоритетным направлением в социально-экономической среде Эвенкийского муниципального района Красноярского края является оленеводство, сохранившееся только у нас в п. Суринда, где основное население – это эвенки. На сегодняшний день одной из основных проблем в этой сфере является кадровый дефицит специалистов – профессионалов оленеводов. Если учесть, что оленеводство остается главным условием сохранения традиционного образа жизни эвенков, то оленеводы и чум-работницы являются главными носителями традиций и культуры своего народа. Это необходимо сохранить и развивать для будущих поколений», – сказала Татьяна Аркадьевна Саватеева.
В итоге, педагогическим коллективом Суриндинской школы были выработаны предложения по разработке своего видения школьного образования:
- дальнейшее обучение по системе КСО директора школы и педагогического коллектива для дальнейшего изменения учебного процесса в школе, учитывая тенденции развития образования:
- в аспекте управления: переход от централизованной командно-административной системы к самоуправлению;
- в аспекте учебных занятий: переход от фронтальных к нефронтальным (нелинейным);
- в аспекте учебных программ: переход от программ образовательных учреждений к индивидуальным образовательным программам;
- в аспекте содержания образования: переход от знаний к способностям, формулам деятельности
- организация курса «Основы оленеводства» 7-9 классы совместно с Администрацией п. Суринда и МП «Суриндинский совхоз», с целью ориентирования обучающихся на выбор профессии оленевод-механизатор, что позволит выпускнику продолжить профессиональное обучение и в дальнейшем достойно жить и работать в сфере оленеводства в поселке;
- обустройство пришкольной территории – создание национально-культурного образовательного комплекса «Урикит» с целью реализации задач этнокультурного образования школьников.
При этом педагогический коллектив школы должен понимать, что развитие школьного обучения связано с качественным изменением его целей, содержания, технологией, управления в условиях становления эвенкийско-русского двуязычия.
Начало процесса по преобразованию дошкольного и школьного образования положено. Надеемся, что Суриндинской школе совместно с управлением образования Администрации ЭМР, Краевым институтом повышения квалификации работников образования, Центром развития образования эвенков удастся получить модель организации общего образования школы. Если учесть, что большинство школ Эвенкии – это малокомплектные школы, то в дальнейшем и тиражирование полученного опыта по муниципальному району.
Материал подготовила Савлепова Татьяна Владимировна,
руководитель Центра образования эвенков.