«

»

Мар 16 2018

Распечатать Запись

В Байкитской школе возобновлено обучение родному (эвенкийскому) языку

В сентябре 2017 года в Байкитскую среднюю школу на должность учителя эвенкийского языка принят молодой педагог Харбонов П.А. выпускник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург.

Приход в школу молодого педагога, да к тому же выпускника Байкитской школы оказался кстати. Харбонов П.А. родом из эвенкийского поселка Суринда. Дело в том, что на протяжении десяти лет школа очень нуждалась в учителе эвенкийского языка. Всё это время эвенкийский язык в школе вели совместители носители родного языка. В настоящее время эвенкийский язык в Байкитской школе, в пришкольном интернате, изучают 30 учащихся, это дети коренной национальности, живущие в п. Байкит и воспитанники пришкольного интерната, приехавшие учится из отдаленных поселков. Для того чтобы удачно прошла профессиональная адаптация молодого педагога к образовательной среде, директором Петровой Н.Е. были назначены наставники. С молодым педагогом работают заместитель директора по воспитательной работе Байкитской школы Мельниченко Д.П. и опытный наставник Вотякова Е.И. Каждый из наставников работает по своим направлениям. Поскольку Харбонов П.А. учитель эвенкийского языка, консультационную помощь по обучению эвенкийскому языку оказывает методист этнопедагогического центра Бухарева Н.Т. по вопросам программного обеспечения, тематического планирования, разработки уроков с последующим анализом.

Всем нам казалось, что мы приобрели первоклассного специалиста, получившего высшее образование. Но как любой молодой человек, начинающий свой профессиональный путь, Павел Александрович испытывал за­труднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Назначенные опытные педагоги школы в течение первого полугодия обеспечивали поддержку молодого педагога в следующих направлениях: подготовка современного урока, разработка рабочих программ по предмету, освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе, ведение документации. Для формирования и повышения профессиональных компетенций Павла Александровича необходимо было стимулировать его потребность как педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации, выработать желание работать, чтобы не потеряться в многообразии программ, методов, инноваций, вырабатывая собственный педагогический подчерк. Наверняка Павел Александрович думал, как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в  профессии?

 

Из практики всем известно, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, уходили из школы. Да и каждый учитель, работающий в настоящее время, из собственного опыта помнит, что без поддержки опытного учителя, становление начинающего учителя происходит очень трудно. На первых порах Павел Александрович, как и все начинающие педагоги, имел определенные трудности учета этапов урока, а возможно и не знал, что любой урок состоит из определенных этапов, этим премудростям в университете сейчас не учат. Кроме того, отсутствие взаимопонимания с коллегами оказывает достаточно негативное влияние на эмоциональное состояние молодого учителя, что напрямую отражается на его работе. А также  взаимодействия с родителями оказываются довольно проблематичными из-за того, что родитель, являясь по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам. Были у Павла Александровича и переживания от неудач, и, конечно же, радость от первых самостоятельных шагов. Поэтому очень важно, чтобы в начале профессионального пути Павел Александрович почувствовал плечо опытного наставника. Шаг за шагом наставники сопровождают его профессиональный путь, помогают и советуют, но при этом не навязывают свои ориентиры.

Вот и наступило время доказать и показать, чему научился молодой педагог с помощью наставников. Смог ли он адаптироваться к педагогической деятельности. В рамках подготовки муниципальной научно-практической конференции, который состоялся в конце февраля 2018 года в п. Байкит, был проведен открытый урок эвенкийского языка в начальных классах. Безусловно, Павел Александрович очень волновался. Но увидев, как дети активно включились в урок, бойко и четко отвечают, у учителя появилась уверенность. Многому за период с сентября ученики его научились. Они уже умеют вести счет на эвенкийском языке от 1 до 100, знают, как изменять слова по числам, умеют распознавать на эвенкийском языке диких и домашних животных, выполняют физкультминутку на эвенкийском языке, ведут диалог «Знакомство», могут рассказать о себе. Фишкой урока у Павла Александровича стал разработанный им русско-эвенкийский словарик, с помощью которого на уроке дети в парах вели небольшой разговор, а после, освоив материал, дети подходили к каждому гостю и просили с ними поговорить на родном языке. Гости остались довольны от общения с детьми. В качестве подарка об этом интересном уроке дети спели для гостей свою любимую эвенкийскую песню «Он синӈи гэрбис». Это был необычный урок. В конце урока учитель провел рефлексию. Дети ответили, что им больше всего понравилось, чем они сегодня занимались.

Немаловажное значение играет отношение самого директора Петровой Н.Е. к выполнению основной образовательной программы школы, реализации в Байкитской школе национально-регионального компонента, наряду с основными предметами дети коренной национальности изучают родной «Эвенкийский язык и литературу», ведутся модуль «Наследие» в предмете «Окружающий мир» и «Краеведение». Для этого многое сделано директором школы Петровой Н.Е. Например, для преподавания эвенкийского языка в пришкольном интернате открыт кабинет эвенкийского языка. Сделан ремонт и обставлен красивой модульной мебелью, оборудован компьютером, проектором, изготовлены таблицы по грамматике эвенкийского языка, размещены портреты известных эвенкийских ученых, поэтов. Также кабинет оформлен фотографией с видом родного края, установлен макет чума с предметами материальной культуры эвенков. Кабинет полностью обеспечен учебниками по эвенкийскому языку по всем классам, дидактической литературой, наглядными пособиями. Кабинет получился очень уютный, ученикам в нем очень комфортно.

С целью полноценной реализации национального компонента в школе на территории школы будет установлено этническое стойбище «Урикит». Этностойбище будет носить познавательную функцию и даст возможность знакомиться с традициями культуры и быта эвенков, живущих эвенкийской земле. Разработчики проекта «Урикит» считают, что он поможет расширить кругозор, прививать у учащихся познавательный интерес. Проект «Урикит» даст возможность проводить мероприятия внеурочной деятельности для учащихся начальной и основной школы.

 

За столь короткий период работы молодой педагог Харбонов П.А. заслужил уважение у педагогов и своих учеников. Имеет правильный настрой на работу, умеет правильно выстроить отношения с коллегами, прислушивается к советам старших опытных педагогов, выстраивает правильные отношения с учениками. Харбонов П.А. понимает нынешнее состояние родного языка среди людей коренной национальности. В быту эвенки друг с другом не разговаривают, поэтому в своей работе много внимания уделяет разговорной речи в различных речевых ситуациях. Самое главное, что у Павла Александровича есть желание работать учителем эвенкийского языка, он понимает, что дети коренной национальности обязательно должны слышать родную речь, должны знать эвенкийскую культуру. Уроки эвенкийского языка помогают формированию личности ребенка, осознать свою принадлежность к эвенкийскому этносу. У Павла Александровича все впереди! Хочется пожелать молодому учителю удачи!

Материал подготовила Н.Т.Бухарева, методист ЭПЦ

Постоянная ссылка на это сообщение: http://epc.gbu.su/2018/03/16/%d0%b2-%d0%b1%d0%b0%d0%b9%d0%ba%d0%b8%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b5-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%be%d0%b1%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%be-%d0%be%d0%b1%d1%83%d1%87/

Создание сайтов — www.msonline.ru