В конце 2018-2019 учебного года было проведено контрольное тестирование в 4 классе Туринской начальной школы по программе «Наследие» и в 9 классе Ессейской средней школы по программе «Краеведение».
Работу выполняли соответственно 19 и 10 обучающихся. Справились все, качество знаний составило в начальной школе 78%, в 9 классе-100%.
Учащиеся начальной школы (учитель Назарова Татьяна Валерьевна) хорошо знают символы Эвенкии, помнят эвенкийские сказки, легенды и даже знают много эвенкийских слов, хотя эвенкийский язык дается только в рамках «Наследия».
Мудрые эвенкийские наставления учат быть добрым, уважать окружающих, особенно пожилых и старых людей, учат бережному и рачительному отношению к окружающей природе. Очень отрадно, что дети усвоили эти мудрые наставления.
Отлично справились с тестом Макаров Макар, Соловьёв Макар, Ридель Александр, Иванько Ольга, Варламова Варвара.
Многие учащиеся (10 человек) не усвоили понятия кого называют «эвенкийцами». Считаю, необходимо учителю поработать над этим понятием, т.к. это показатель уровня сформированности гражданственности и толерантности на начальном этапе формирования.
В девятом классе тесты по «Краеведению» двое выполнили тест на «отлично»-Бетти Ермолай и Ботулу Татьяна. Остальные на «хорошо». Одна ошибка самая распространенная (её сделали 8 человек): на вопрос «годы, в которые Эвенкия была самостоятельным субъектом», обучающиеся выбрали годы, когда Эвенкия являлась округом, но в составе Красноярского края. Педагог Ботулу Нина Дмитриевна хорошо обучила своих питомцев, но и эту страничку истории Эвенкии дети должны уяснить для себя, т.к. в разные периоды и жизнь Эвенкии разная.
В последние годы в связи нововведениями в образовании России очень некомфортно в школах Эвенкии региональным предметам. Недавно бывшие в учебном плане школ предметы «Наследие» во 2-4 классах, «Краеведение» в 5-9 классах перешли в модуль предмета «Окружающий мир», «Наследие» или в лучшем случае во внеурочную деятельность как Краеведение, в некоторых школах Оленеводство и Этнография. Даже эвенкийский язык в школах, где обучаются дети эвенков, перешёл во внеурочную деятельность, а в Полигусовской основной школе исчез вообще в расписании для начальных классов.
В условиях, когда школа сама решает что будет в её учебном плане, очень важно, чтобы администрация и коллектив школы понимали потребности народа. Куда мы идём? Кого мы вырастим? Иванов, не помнящих родства?
Наши дети должны знать историю своего народа, его традиции и прежде всего язык родной.
И не потому что ли появляются проблемы в нашем обществе, вроде с избытком забитых диких оленей, а потом валяющихся по тайге оленьих туш, не потому ли, что охотники за диким оленем – это бывшие школьники, которые не знают или забыли традиции и мудрые наставлении стариков: «Не бери у природы больше, чем тебе надо, оставь свои потомкам».
Хочется, чтобы и управление образования не оставалось безучастным в этом вопросе, а всё же управляло, понимало нужды коренного народа.
Методист ЦРОЭ ЭПЦ Д.А. Щапова