«

»

Сен 25 2017

Распечатать Запись

Этнообразование: проблемы и перспективы в условиях становления эвенкийско-русского двуязычия

7 сентября 2017 года в  поселке Байкит  в рамках ежегодного педагогического совета работников образования Эвенкийского муниципального района Красноярского края работала проблемная образовательная площадка «Новая образовательная практика становления эвенкийско-русского двуязычия», участниками которой стали педагоги, преподающие эвенкийский язык, специалисты управления образования, методисты Этнопедагогического центра, общественные деятели КМНС ЭМР.

Основной целью дискуссионной площадки стал анализ проблем в этнообразовании и проектирование путей их решения, обозначение приоритетных направлений в деятельности системы образования в этнопедагогике на 2017-2018 учебный год.

Поприветствовать участников педагогического совета был приглашен детский танцевальный ансамбль «Бегакан». Солист ансамбля «Тогокон» Каянович Юрий  Борисович исполнил песню оленевода  на родном языке, а также  ставшую уже гимном песню «Земле моей» на стихи Алитета Николаевича Немтушкина. В своем обращении  Юрий Борисович призвал всех участников любить свой родной язык и учить ему своих детей.

Каянович Юрий Борисович, солист ансамбля Тогокон

Каянович Юрий Борисович, солист ансамбля Тогокон

 

Программа проблемной площадки была ориентирована на представление продуктивных практик в области  этнообразования. Савлепова Татьяна Владимировна, заместитель директора по НПРО МКУ ДПО ЭПЦ, координатор площадки, выразила надежду, что в ходе работы диалоговой площадки участники попытаются найти пути решения проблем, которые бы помогли справиться с кризисом в обучении эвенкийскому языку, ответив на такие вопросы, как: Что изменилось в обществе, какое влияние это оказывает на школу, детский сад? Почему прежние педагогические технологии не работают при обучении эвенкийскому языку? Что мы хотим от образования, от каких старых задач следует отказаться, какие возникают новые задачи?

По мнению Савлеповой Т.В., решить главную задачу: чтобы каждый ребёнок был действительно успешен в обучении, а затем, после окончания школы, и во взрослой жизни, – возможно только при совместной деятельности управленцев, педагогов-практиков, методистов. Татьяна Владимировна рассказала, какие достигнуты положительные результаты по обучению эвенкийскому языку в детских садах и школах района, какая работа проведена по созданию УМК для начальных классов  по эвенкийскому языку, об инновационном проекте «Модель организации образования в Эвенкии, создающая условия для повышения общеобразовательного уровня подрастающего поколения эвенкийского народа, сохранения культуры и языка эвенков, становления эвенкийско-русского двуязычия населения Эвенкии».

Громова Елена Леонидовна, директор КГБПОУ «Эвенкийский многопрофильный техникум» в своём выступлении «Развитие системы профессионального образования Эвенкии: приоритеты, точки роста»  обозначила приоритетные направления в системе профессионального образования Эвенкии: подготовка дошкольных педагогических работников и учителей начальных классов с дополнительной квалификацией «учитель эвенкийского языка». Для качественной подготовки кадров, особенно кадров для малокомплектных школ, введена технология коллективного способа обучения, которой преподавателей обучают специалисты Красноярского краевого института повышения квалификации. Очень ценным является то, что кадры готовятся из представителей местного населения, которые потом вернутся в свои родные села и будут учить детей. Всё это становится возможным благодаря реализации инновационного проекта. Суть данного проекта заключается в  подготовке особой генерации учителей начальной школы и воспитателей детских садов, являющихся носителями эвенкийского языка и культуры, обладающих новыми ценностями и целями эвенкийского народа, умеющих организовать все известные формы учебных занятий, успешно действующих в интересах общего образования эвенков в условиях тайги и поселений.

Елена Леонидовна ответила на ряд вопросов, касающихся обучения студентов по специальности «оленевод-механизатор». Представители образовательных учреждений выразили готовность сотрудничать с Эвенкийским многопрофильным техникумом. И с учётом способностей и желания учащихся ориентировать их на выбор будущей профессии. Участники  диалоговой площадки пришли к единому мнению, что подготовка педагогических кадров, а также оленеводов-механизаторов крайне необходима для Эвенкии в условиях перехода к экономике нового типа, требующей формирования качественно нового типа личности – профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом.

Дюлюбчина Валентина Владимировна, воспитатель, представила опыт образовательной деятельности за четыре года в кочевом мини-деском саде «Аякан». Она рассказала, какие внесены изменения в образовательную программу дошкольной организации в связи с национально-культурными особенностями в условиях кочевья. Воспитатель подробно остановилась на том, как происходит естественный процесс воспитания и обучения где эвенкийский язык присутствует повсеместно. В 2017 году у воспитателя появилась возможность проводить учебные занятия в специально оборудованных стационарных помещениях-балках, вокруг которых и кочуют оленеводы. Валентина Владимировна считает, что дети должны знать родной язык наравне с русским языком и делает всё возможное, чтобы дошкольники кочевого мини-детского сада «Аякан» выросли настоящими эвенками и патриотами своей родной земли. Но теперь встает вопрос о дальнейшей ступени образования детей – начальном общем образовании В связи с чем прозвучало предложение рассмотреть возможность введения семейного обучения.

Обсуждение проблем этнообразования

Обсуждение проблем этнообразования

Конорёнок Марта Алексеевна, учитель эвенкийского языка, представила опыт работы по теме «Практика музейной педагогики как средство сохранения этнокультурных ценностей эвенкийского народа  в    Суриндинской основной школе.

 Этнографический музей в этой школе действует и работает с 2004 года. Значение музея трудно переоценить для воспитания  этнокультурных ценностей у детей. Музейная педагогика помогает расширить  кругозор и способствует формированию познавательных интересов и способностей, овладению навыками поисково-исследовательской деятельности. Необходимость создания такого этнографического мини-музея была продиктована временем.  История посёлка Суринда интересна тем, что здесь жили и трудились известные оленеводы, охотники, участники ВОВ. На стендах музея представлены экспозиции: «Известные люди нашего посёлка»,  «Герои земляки и ветераны ВОВ», «Предметы материальной культуры эвенков», «Национальная одежда эвенков», «Предметы декоративно-прикладного искусства». В школе проводятся значимые мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. «До работы в школе мне пришлось некоторое время жить и работать в оленеводческой бригаде. Без тайги я не мыслю свою жизнь. Меня не привлекает мысль уехать,  куда-то в город. Тайга – это моя жизнь!»,  – сказала Марта Алексеевна.

Бухарева Нина Тимофеевна, методист МКУ ДПО ЭПЦ представила опыт использования активных форм  сотрудничества местного сообщества, местного самоуправления по сохранению родного языка, традиций, национальной культуры малых сёл района (конкурсы, сельский форум, выставки и т.д.). Нина Тимофеевна считает, что только благодаря социальному партнёрству возможно реализовывать многие вопросы, расширять горизонты образовательной деятельности. У малокомплектных школ имеется достаточный опыт сотрудничества с детским садом, сельскими Домами культуры. Главной задачей этнокультурного образования в образовательных учреждениях Эвенкии является создание единого образовательного пространства участников образовательного процесса, включая  родителей, общественность, образовательные учреждения. Это даёт возможность совместно решать проблемы по сохранению и развитию родного языка и культуры. Новый тип активных форм сотрудничества – сельские форумы – позволяет школе выйти на более качественный уровень образования.

 Поделились опытом своей работы педагоги Полигусовской основной школы – Воробьева Марина Владимировна, Куюмбинской школы-детского сада Чепалова Светлана Васильевна, Туринской средней школы-интерната имени А.Н. Немтушкина – Меркульева Виктория Владимировна, главный специалист отдела образовательных учреждений по Байкитской и Тунгусско-Чунской  группе сельских поселений Аксенова Маина Борисовна.

Участники диалоговой площадки признали работу данного мероприятия эффективной и плодотворной    и решили:

 рекомендовать МКУ ДПО ЭПЦ:

  • продолжить работу по координированию инновационного проекта «Модель организации образования в Эвенкии, создающая условия для повышения общеобразовательного уровня подрастающего поколения эвенкийского народа, сохранения культуры и языка эвенков, становления эвенкийско-русского двуязычия населения Эвенкии»;
  • продолжить работу по созданию УМК по эвенкийскому языку для начальных классов в соответствии с ФГОС;

рекомендовать КГБПОУ «Эвенкийский многопрофильный техникум»

  • активизировать сотрудничество с основными и средними общеобразовательными школами по профессиональному ориентированию обучающихся на получение специальностей воспитателя дошкольного образования и учителя начальных классов с дополнительной квалификацией «учитель эвенкийского языка», «оленевод-механизатор».
Участники диалоговой площадки

Участники диалоговой площадки

Постоянная ссылка на это сообщение: http://epc.gbu.su/2017/09/25/%d1%8d%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b5%d0%bc%d1%8b-%d0%b8-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%bf%d0%b5%d0%ba%d1%82/